Роза грешная моя...
Яленка: литературный дневник
М.Цветаева
"Стихи растут, как звезды и как розы"
Стихи растут, как звезды и как розы,
Как красота — ненужная в семье.
А на венцы и на апофеозы —
Один ответ: «Откуда мне сие?»
Мы спим — и вот, сквозь каменные плиты,
Небесный гость в четыре лепестка.
О мир, пойми! Певцом — во сне — открыты
Закон звезды и формула цветка.
14 августа 1918
https://www.youtube.com/watch?v=8Wl7GFQm9Ks - "Лепестками белых роз..."
Александр Серов. Думаю, нет таких, кому бы не нравилась эта песня или
непревзойдённое исполнение её Александром Серовым.
Сказка о красной розе
Красная роза в саду расцвела,
Всех красотою затмила она.
Яркое пламя ее лепестков
Заворожило все царство цветов.
В розу влюбились тюльпан и нарцисс.
Оба ей в вечной любви поклялись.
А интриган, беззастенчивый хмель,
Тут же наметил меж ними дуэль.
Сам гладиолус – цветочный король-
Грезил о розе, вздыхая порой.
Хоть был на лилии белой женат,
Розу всем сердцем он стал обожать.
Шляпу снимал перед ней георгин,
Высокомерный весьма господин.
Он зазнаваться привычку имел,
Но рядом с розой смущенно робел.
Сентиментальный роскошный пион
Был до безумия в розу влюблен.
И, погружаясь, все глубже в печаль,
Пел серенады он ей по ночам.
Стройный ирис и пленительный мак
Тоже хотели вступить с розой в брак.
И непутевый повеса горох
К ней на корню от любви жаркой сох.
Даже невзрачный шиповника куст,
Весь расцветал от возвышенных чувств.
И вызывая всеобщий скандал,
Розу кузиной своей называл.
Всем непременно казалось из них,
Что он достойный для розы жених.
Пусть бы решила весь сад обойти,
Партии лучшей, чем он не найти.
Розу слегка забавляла их спесь.
Но, не взирая на сладкую лесть
Не отвечая взаимностью им,
Сердце ее оставалось пустым.
Гордой она недотрогой слыла.
Видно заморского принца ждала.
В острых шипах был ее стебелек.
И подступиться никто к ней не мог.
Благоухая красою своей
Нежная роза жила без друзей.
От одиночества, маясь тоской,
Плакала роза прозрачной росой.
Уж не мечтая под шепот ветров,
Встретить однажды большую любовь.
Но вдруг внимание розы привлек
Добрый, веселый, простой василек.
Чтоб благосклонность его обрести,
Стала она еще ярче цвести.
Как огорчились нарцисс и тюльпан!
Рухнул намеченный хмелем весь план.
Срочно придется дуэль отменить.
Розу - изменницу лучше забыть.
Вновь гладиолус – цветочный король-
Стал исполнять мужа верного роль.
К розе внезапно легко он остыл,
Будто ее никогда не любил.
И георгин весь надменный опять,
Шляпу не стал перед розой снимать.
А безнадежно влюбленный пион,
С горя вдруг впал в летаргический сон.
Чуть повздыхали и мак, и ирис
И к маргариткам в мужья подались.
А непутевый, повеса горох
К мальве цветущей мгновенно присох.
Думал с обидой шиповника куст,
Весь, негодуя от яростных чувств:
«Как допустить это роза могла,
Сердце простому цветку отдала?
Это всего лишь нелепый пассаж,
Розы капризной минутная блажь?
Ей бы представить судьбу свою впредь,
Чтобы потом не пришлось сожалеть»
Было чванливым цветам невдомек,
Чем же прельстил ее вдруг василек?
Он неказист, не высок, не богат.
Нет у него ни дворцов, ни палат.
Он совершенно не знает манер.
Разве такой нужен ей кавалер?
Розу не трогала злая молва.
Счастье она, наконец, обрела
С веток исчезли оковы шипов.
Вот, что порой вытворяет любовь!
Пусть василек грош имел за душой,
Был он на выдумки мастер большой.
Розе он зонтик складной смастерил.
Этим ее навсегда покорил.
Ждал нашу сказку счастливый конец.
Розу повел василек под венец.
И всем на зависть под звездным шатром
Свадьбу сыграли они вечерком.
Автор: Людмила Ярославцева
Символ Розы
============
Роза, один из наиболее распространённых мифопоэтических образов. В пределах многообразного и ёмкого «цветочного» кода Роза занимает ведущее место. Так, Брахма, споривший о цветах с Вишну, отдал предпочтение сначала лотосу, но, увидев Розу, показанную ему Вишну, признал свою ошибку и вместе с ней первенство Вишну. В древности с образом Розы связывали радость, позже — тайну, тишину (ср. лат. sub rosa, букв, «под розой» как обозначение тайны), но и любовь. Последнее значение стало наиболее устойчивым элементом символа. Вместе с тем в Греции, Риме, Китае и позже в ряде германоязычных стран она стала цветком, связанным с похоронами, со смертью. Нередко её превращали в цветок загробного царства. Пиндар, Проперций и Тибулл воспевают «Розу Елисейских полей». С другой стороны, розы на могилах мучеников отсылают к идее воскресения. Более полный набор символических значений розы включает: красоту, совершенство, изящество, радость, любовь, удовольствие, хвалу, славу, пышность, блаженство, аромат, пламенность, гордость, мудрость, молитву, медитацию, тайну, таинство, тишину. Роза может выступать как символ солнца, звезды, богини любви и красоты (в Древнем Риме Роза связана прежде всего с Венерой, по ряду версий она произошла от слез Венеры), женщины (преимущественно — красавицы; не случайно большое разнообразие «розовых» имён: Роза, Розина, Розита, Розетта, Розалия, Розалинда, Розамунда, Роза бланка и т. п.). У арабов роза, напротив, мужской символ, в еврейской каббале Роза — образ единства.
В поэтическом цикле Вяч. Иванова «Rosarium» Pоза связывает воедино бесконечное число символов, сопровождая человека от колыбели через брак к смертному ложу, и является как бы универсальным симво-лом мира и человеческой жизни. Образ Розы присутствует во многих про-изведениях искусства (Роза — один из основных и древнейших видов орнамента, мистическая роза на витражах средневековых храмов). Роза знаменует совершенно «божественную» гармонию мироздания. В Швеции само понятие «народных росписей» обозначается как «rosemalning», т. е. «живопись Р.». С 12 в. роза вводится в геральдику, став одним из наиболее устойчивых её знаков. В барочной живописи 17 в. (Испания, Фландрия) роза нередко обособляется в самостоятельные символические натюрморты. Существуют различные версии объяснения цвета розы (розового, красного и др.) и происхождения видов. По одной версии, роза стала красной, когда на её лепестки упала капля крови с ноги Афродиты, уколовшейся шипом во время поисков ею убитого Адониса. Иная мотивировка — белая Роза зарделась от удовольствия и стала красной, когда её поцеловала гулявшая в Эдемском саду Ева.По другой версии, Роза покраснела из-за неосторожности Купидона, уронившего каплю вина на Розу. С Купидоном связывают и происхождение шипов Розы. Вдыхая благоухание Розу, Купидон был ужален пчелой; разгневавшись, он выстрелил в розовый куст стрелой, и она превратилась в шип. По другому варианту, происхождение шипов связано с Вакхом, который, преследуя нимфу, оказался перед непреодолимой оградой из терниев и приказал ей стать оградой из Роз, Однако позже, увидев, что такая ограда не может удержать нимфу, Вакх снабдил Розу шипами.Отчасти сходная версия известна по этиологическому преданию алгонкинских индейцев (Глускабе, чтобы удержать животных от поедания цветов, сделал розы колючими). Согласно раннехристианской традидии, до грехопадения Роза не имела шипов. Красный цвет розы объясняется кровью Христа, пролитой на кресте (красные Р.нередко связывались с огнём; известен мотив превращения пепла сожжённых христианских мучеников в красные розы; ср. иранскую легенду, о Заратуштре, которого уложили с целью умерщвления на горящее ложе, превратившееся, однако, в ложе из Роз), а тернии розы соотносились с терновым венцом.
Исключительную роль играет розы в символике иранской литературы и искусства. Традиционен мотив любви соловья к Розе: когда её срывают, соловей вскрикивает; Роза красна от крови влюблённого в неё соловья и т.п. Не менее известен мотив, объединяю-щий розы и вино. Арабская мусульманская традиция знает образ белой Розы — пота, выступившего на Мухаммаде на его пути к небу и упавшего на землю. В германской традиции Роза принадлежат карликам, гномам, феям и находятся под их неусыпной защитой.
В западной традиции — безукоризненный, образцовый цветок, символ сердца, центра мироздания, космического колеса, а также божественной, романтической и чувственной любви.
Таинственность.
Очень сложный символ. Амбивалентна:
— небесное совершенство и земная страсть;
— время и вечность;
— жизнь и смерть;
— плодородие и девственность.
Вместе с лилией занимает место восточного лотоса — мистическая роза — его символический аналог.
Совершенство, плерома, завершенность, таинство жизни, ее средоточие, неведомое, красота, благодать, счастье, но также сладострастие, страстность;
В сочетании с вином — чувственность и совращение.
Занимая положение в центре креста (точка уединения).
Цветок женских божеств — любовь, жизнь, творчество, плодородие, красота и девственность.
Увядание розы символизирует смерть, смертность и скорбь; ее колючки — боль, кровь и мученичество. В похоронных обрядах она символизирует вечную жизнь, вечную весну, воскресение.
Символ молчания и сохранения тайны: говорить sub rosa (букв. «под розой», то есть наедине, и не разглашая). В залах для совещаний, означает секретность и осторожность. Собирая застолье, хозяин вешал над столом розу — напоминание о том, что лишней болтовни допускать не следует. Позднее этот обычай распространился на официальные учреждения.
Осип МАНДЕЛЬШТАМ
Яленка: литературный дневник
М.Цветаева
"Стихи растут, как звезды и как розы"
Стихи растут, как звезды и как розы,
Как красота — ненужная в семье.
А на венцы и на апофеозы —
Один ответ: «Откуда мне сие?»
Мы спим — и вот, сквозь каменные плиты,
Небесный гость в четыре лепестка.
О мир, пойми! Певцом — во сне — открыты
Закон звезды и формула цветка.
14 августа 1918
https://www.youtube.com/watch?v=8Wl7GFQm9Ks - "Лепестками белых роз..."
Александр Серов. Думаю, нет таких, кому бы не нравилась эта песня или
непревзойдённое исполнение её Александром Серовым.
Сказка о красной розе
Красная роза в саду расцвела,
Всех красотою затмила она.
Яркое пламя ее лепестков
Заворожило все царство цветов.
В розу влюбились тюльпан и нарцисс.
Оба ей в вечной любви поклялись.
А интриган, беззастенчивый хмель,
Тут же наметил меж ними дуэль.
Сам гладиолус – цветочный король-
Грезил о розе, вздыхая порой.
Хоть был на лилии белой женат,
Розу всем сердцем он стал обожать.
Шляпу снимал перед ней георгин,
Высокомерный весьма господин.
Он зазнаваться привычку имел,
Но рядом с розой смущенно робел.
Сентиментальный роскошный пион
Был до безумия в розу влюблен.
И, погружаясь, все глубже в печаль,
Пел серенады он ей по ночам.
Стройный ирис и пленительный мак
Тоже хотели вступить с розой в брак.
И непутевый повеса горох
К ней на корню от любви жаркой сох.
Даже невзрачный шиповника куст,
Весь расцветал от возвышенных чувств.
И вызывая всеобщий скандал,
Розу кузиной своей называл.
Всем непременно казалось из них,
Что он достойный для розы жених.
Пусть бы решила весь сад обойти,
Партии лучшей, чем он не найти.
Розу слегка забавляла их спесь.
Но, не взирая на сладкую лесть
Не отвечая взаимностью им,
Сердце ее оставалось пустым.
Гордой она недотрогой слыла.
Видно заморского принца ждала.
В острых шипах был ее стебелек.
И подступиться никто к ней не мог.
Благоухая красою своей
Нежная роза жила без друзей.
От одиночества, маясь тоской,
Плакала роза прозрачной росой.
Уж не мечтая под шепот ветров,
Встретить однажды большую любовь.
Но вдруг внимание розы привлек
Добрый, веселый, простой василек.
Чтоб благосклонность его обрести,
Стала она еще ярче цвести.
Как огорчились нарцисс и тюльпан!
Рухнул намеченный хмелем весь план.
Срочно придется дуэль отменить.
Розу - изменницу лучше забыть.
Вновь гладиолус – цветочный король-
Стал исполнять мужа верного роль.
К розе внезапно легко он остыл,
Будто ее никогда не любил.
И георгин весь надменный опять,
Шляпу не стал перед розой снимать.
А безнадежно влюбленный пион,
С горя вдруг впал в летаргический сон.
Чуть повздыхали и мак, и ирис
И к маргариткам в мужья подались.
А непутевый, повеса горох
К мальве цветущей мгновенно присох.
Думал с обидой шиповника куст,
Весь, негодуя от яростных чувств:
«Как допустить это роза могла,
Сердце простому цветку отдала?
Это всего лишь нелепый пассаж,
Розы капризной минутная блажь?
Ей бы представить судьбу свою впредь,
Чтобы потом не пришлось сожалеть»
Было чванливым цветам невдомек,
Чем же прельстил ее вдруг василек?
Он неказист, не высок, не богат.
Нет у него ни дворцов, ни палат.
Он совершенно не знает манер.
Разве такой нужен ей кавалер?
Розу не трогала злая молва.
Счастье она, наконец, обрела
С веток исчезли оковы шипов.
Вот, что порой вытворяет любовь!
Пусть василек грош имел за душой,
Был он на выдумки мастер большой.
Розе он зонтик складной смастерил.
Этим ее навсегда покорил.
Ждал нашу сказку счастливый конец.
Розу повел василек под венец.
И всем на зависть под звездным шатром
Свадьбу сыграли они вечерком.
Автор: Людмила Ярославцева
Символ Розы
============
Роза, один из наиболее распространённых мифопоэтических образов. В пределах многообразного и ёмкого «цветочного» кода Роза занимает ведущее место. Так, Брахма, споривший о цветах с Вишну, отдал предпочтение сначала лотосу, но, увидев Розу, показанную ему Вишну, признал свою ошибку и вместе с ней первенство Вишну. В древности с образом Розы связывали радость, позже — тайну, тишину (ср. лат. sub rosa, букв, «под розой» как обозначение тайны), но и любовь. Последнее значение стало наиболее устойчивым элементом символа. Вместе с тем в Греции, Риме, Китае и позже в ряде германоязычных стран она стала цветком, связанным с похоронами, со смертью. Нередко её превращали в цветок загробного царства. Пиндар, Проперций и Тибулл воспевают «Розу Елисейских полей». С другой стороны, розы на могилах мучеников отсылают к идее воскресения. Более полный набор символических значений розы включает: красоту, совершенство, изящество, радость, любовь, удовольствие, хвалу, славу, пышность, блаженство, аромат, пламенность, гордость, мудрость, молитву, медитацию, тайну, таинство, тишину. Роза может выступать как символ солнца, звезды, богини любви и красоты (в Древнем Риме Роза связана прежде всего с Венерой, по ряду версий она произошла от слез Венеры), женщины (преимущественно — красавицы; не случайно большое разнообразие «розовых» имён: Роза, Розина, Розита, Розетта, Розалия, Розалинда, Розамунда, Роза бланка и т. п.). У арабов роза, напротив, мужской символ, в еврейской каббале Роза — образ единства.
В поэтическом цикле Вяч. Иванова «Rosarium» Pоза связывает воедино бесконечное число символов, сопровождая человека от колыбели через брак к смертному ложу, и является как бы универсальным симво-лом мира и человеческой жизни. Образ Розы присутствует во многих про-изведениях искусства (Роза — один из основных и древнейших видов орнамента, мистическая роза на витражах средневековых храмов). Роза знаменует совершенно «божественную» гармонию мироздания. В Швеции само понятие «народных росписей» обозначается как «rosemalning», т. е. «живопись Р.». С 12 в. роза вводится в геральдику, став одним из наиболее устойчивых её знаков. В барочной живописи 17 в. (Испания, Фландрия) роза нередко обособляется в самостоятельные символические натюрморты. Существуют различные версии объяснения цвета розы (розового, красного и др.) и происхождения видов. По одной версии, роза стала красной, когда на её лепестки упала капля крови с ноги Афродиты, уколовшейся шипом во время поисков ею убитого Адониса. Иная мотивировка — белая Роза зарделась от удовольствия и стала красной, когда её поцеловала гулявшая в Эдемском саду Ева.По другой версии, Роза покраснела из-за неосторожности Купидона, уронившего каплю вина на Розу. С Купидоном связывают и происхождение шипов Розы. Вдыхая благоухание Розу, Купидон был ужален пчелой; разгневавшись, он выстрелил в розовый куст стрелой, и она превратилась в шип. По другому варианту, происхождение шипов связано с Вакхом, который, преследуя нимфу, оказался перед непреодолимой оградой из терниев и приказал ей стать оградой из Роз, Однако позже, увидев, что такая ограда не может удержать нимфу, Вакх снабдил Розу шипами.Отчасти сходная версия известна по этиологическому преданию алгонкинских индейцев (Глускабе, чтобы удержать животных от поедания цветов, сделал розы колючими). Согласно раннехристианской традидии, до грехопадения Роза не имела шипов. Красный цвет розы объясняется кровью Христа, пролитой на кресте (красные Р.нередко связывались с огнём; известен мотив превращения пепла сожжённых христианских мучеников в красные розы; ср. иранскую легенду, о Заратуштре, которого уложили с целью умерщвления на горящее ложе, превратившееся, однако, в ложе из Роз), а тернии розы соотносились с терновым венцом.
Исключительную роль играет розы в символике иранской литературы и искусства. Традиционен мотив любви соловья к Розе: когда её срывают, соловей вскрикивает; Роза красна от крови влюблённого в неё соловья и т.п. Не менее известен мотив, объединяю-щий розы и вино. Арабская мусульманская традиция знает образ белой Розы — пота, выступившего на Мухаммаде на его пути к небу и упавшего на землю. В германской традиции Роза принадлежат карликам, гномам, феям и находятся под их неусыпной защитой.
В западной традиции — безукоризненный, образцовый цветок, символ сердца, центра мироздания, космического колеса, а также божественной, романтической и чувственной любви.
Таинственность.
Очень сложный символ. Амбивалентна:
— небесное совершенство и земная страсть;
— время и вечность;
— жизнь и смерть;
— плодородие и девственность.
Вместе с лилией занимает место восточного лотоса — мистическая роза — его символический аналог.
Совершенство, плерома, завершенность, таинство жизни, ее средоточие, неведомое, красота, благодать, счастье, но также сладострастие, страстность;
В сочетании с вином — чувственность и совращение.
Занимая положение в центре креста (точка уединения).
Цветок женских божеств — любовь, жизнь, творчество, плодородие, красота и девственность.
Увядание розы символизирует смерть, смертность и скорбь; ее колючки — боль, кровь и мученичество. В похоронных обрядах она символизирует вечную жизнь, вечную весну, воскресение.
Символ молчания и сохранения тайны: говорить sub rosa (букв. «под розой», то есть наедине, и не разглашая). В залах для совещаний, означает секретность и осторожность. Собирая застолье, хозяин вешал над столом розу — напоминание о том, что лишней болтовни допускать не следует. Позднее этот обычай распространился на официальные учреждения.
Осип МАНДЕЛЬШТАМ